Среда, 17.04.2024, 00:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальный экспертный совет по инновационной деятельности УО Ангарского муниципального образования

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Структура

Требования к разработке программы развития.

 

Программа развития школы представляет собой системный документ, охватывающий все образовательное пространство школы с надобразовательной социальной оболочкой школы.

Программа развития, как стратегический регламентирующий документ, состоит из определенных структурных компонентов: вступительная, аналитическая, концептуальная и практическая части.

 

I. Вступительная часть программы развития.

Вступительная часть состоит из следующих элементов:

Титульный лист. Содержит название документа, название учебного учреждения, фамилии авторов разработчиков.

Аннотация. Представляет краткую характеристику программы: определяет сроки ее реализации; характеризует специфику данного образовательного учреждения.

Информационная справка. Представляет собой информационный текст, в котором дан исторический обзор создания . функционирования данного образовательного учреждения: анализ его актуального состояния (количество обучаемых детей, количественный и качественный состав педагогического коллектива и другого персонала, материальная база, наличие спонсоров и т.д.)

Информационная справка дает возможность получить представление об общем состоянии учебно-воспитательного процесса данной школы.

 

II. Аналитическая часть развития программы.

Аналитическая часть программы содержит несколько логически взаимосвязанных компонентов:

1. Анализ состояний и прогноз изменений тенденций внешней среды. Здесь необходимо представить определение внешней среды, включающей в свою структуру данное образовательное учреждение: характеристику ее специфики – демографические, экономические, экологические, этнографические и другие социальные факторы: прогноз влияний данных факторов на образовательный процесс.

Кроме того, в этой части документа необходимо представить и проанализировать актуальный и перспективный социальные заказы детерминируемые данным социумом (в том числе влияние динамики внешней среды на изменение ее социального заказа). Вместе с тем, в анализе необходимо учитывать динамику ресурсов (финансовых, кадровых, программно-методических, материально-технических и т.д.).

В конечном итоге в анализе состояний и прогнозе изменений тенденций внешней среды должен быть представлен вывод, определяющий какой социальный заказ необходимо учитывать данному образовательному учреждению, что соответствует общему подходу теории организации образовательного процесса.

 2. Анализ состояния образовательного учреждения. Данный анализ, как правило, состоит из нескольких крупных аналитических блоков:

*                 В первый блок входит анализ результатов. Прежде всего необходимо определиться в понятии результативности, т.е. количественных и качественных компонентах результата (соматическое здоровье; уровень обученности и обучаемости, проявляющиеся в предметных, метапредметных и личностных результатах, сформированности психических процессов – памяти, внимания, мышления и т.д.; личностный рост участников образовательного процесса, их мотивация, ценности и т.д.). Названные критерии необходимо проанализировать с позиции конкурентоспособности с другими учебными учреждениями подобного уровня.

*                 Второй блок включает анализ профессионально-личностного развития педагогического коллектива. Очевидно, что содержательные и процессуальные компоненты не имеют самостоятельной ценности без личности педагога. Таким образом, представляется необходимым тщательное изучение кадрового потенциала (личностные качества учителя, его профессиональный уровень, стаж работы и т.д.). Данный анализ должен позволить сделать об уровне организационно-педагогических условий, способствующих становлению личности учащегося.

Для наиболее полного количественного и качественного анализа кадрового потенциала необходимо произвести оценку уровня научно-методической работы (актуальность и обоснованность выбранное темы, согласованность темы с целью, этапы работы над научно-методической темой школы, место каждого преподавателя в общем научно-практическом пространстве школы).

*                 Третий блок программы посвящен характеристики внутришкольной системы управления. Здесь необходимо представить структуру управления, модель школы, модель взаимосвязи образовательной микро - и макро-среды с позиции их оптимального сочетания и воздействия на общую результативность.

В завершении анализа состояния образовательного учреждения желательно представить вывод проблемах и положительных сторонах деятельности ОУ, об определенных тенденциях в динамике каждого из описанных компонентов – содержательного, процессуально-технологического, кадрового, управленческого.

3. Проблемный анализ.

В программных документах под проблемой следует понимать несоответствие между желаемыми образовательными результатами и реально существующей ситуацией, то есть проблема проявляется в единстве объективного несоответствия и субъективного неудовлетворения им. Причем результативность образовательного процесса не является фиксированной ценностью и обладает достаточно высокой изменчивостью.

Зачастую те результаты образовательного процесса, которые представляли ценность в недавнем прошлом, на сегодняшний день приоритетной ценностью не являются. Например, высокий уровень сформированности знаний, умений и навыков, заявляемая до сих пор как основная ценность образования, все более вытесняется представлениями о ценностях иного рода – личностный рост ребенка, его самоактуализация, саморазвитие. Поэтому после определения приоритетов в образовательных ценностях, соответствующих актуальному развитию общества, необходимо выяснить какие факторы педагогического процесса не соответствуют выбранной гуманистической стратегии.

Возможно, что несоответствующим фактором может оказаться содержательное или программно-методическое обеспечение (дефицит или отсутствие в учебном плане предметов, необходимых для становления здоровой и полноценно-функционирующей личности – экология, валеология, психология и т.д.; оторванность содержания образования от реальной жизни, потребностей и экзистенциальных проблем учащегося; противоречие содержания образования с основными положениями гуманистической парадигмы).

 Также, противоречащим гуманистической стратегии могут явиться процессуально-технологические факторы (прескриптивный стиль педагогического взаимодействия, провозглашение и реализация объект-субъектных отношений, игнорирование прав ребенка в построении образовательной траектории).

В проблемном анализе необходимо учитывать вопрос личностного принятия гуманистического мировоззрения со стороны всех участников образовательного взаимодействия в конкретной школе. Проблемно-ориентированный анализ завершается обоснованным заключением об определенных недостатках в работе с кадрами, с программным обеспечением, с системой управления.

К проблемному анализу предъявляются следующие требования – достаточная конкретность, реальное определение перспектив решения проблем. Проблемный анализ логически обуславливает разработку следующего структурного компонента целевой комплексной программы развития – концептуальную часть.

 

III. Концептуальная часть программы развития.

Концептуальная часть программы содержит концептуальный проект школы в будущем, как правило, состоит из пяти составляющих.

1. Концепция будущего школы. Здесь представляется философско-методическая основа, провозглашаются актуальные для данной школы ценности и принципы, определяются роль и место образования в становлении личности ребенка. Данные ценности и принципы, являясь базовыми, требуют четкого определения и теоретического обоснования.

В концепции определяется миссия образовательного учреждения, которая отвечает на следующие вопросы: на каких детей рассчитана школа (одаренные, способные, или же напротив – с какими-либо психическими или соматическими нарушениями); какой характер образования в школе гарантируется; что школа сегодня представляет участникам образовательного взаимодействия; что школа делает для непосредственного социального окружения (родители, микрорайон и т.д.).

Для реализации миссии необходима разработка определенной модели школы, в которой указывается специфика данного учебного заведения и его отличие от других учреждений данного уровня.

Конечным результатом работы школы является становление личности учащегося. Критериальная характеристика, которой может быть достаточно условно отражена в документах в виде модели выпускника.

Под моделью следует понимать не фиксированный эталон, с набором конкретных и изначально ожидаемых педагогами свойств, в достаточно условное представление о желательных качествах индивидуума, позволяющих ему выйти на путь индивидуального и эффективного личностного роста.

2. Концепция образовательной системы школы.

Одним из значимых компонентов концепции является определение содержания образования как учебного, так и воспитательного пространства. Здесь необходимо охарактеризовать содержание образования в соответствии с принципами и ценностями, декларируемыми в части концепции, посвященной философии школы. Иными словами, в тексте представляется общая пояснительная записка ко всем обучающим и воспитательным программам. Программы по конкретным учебным дисциплинам в основном тексте комплексной целевой программы развития школы не содержатся, их целесообразно поместить в отдельное приложение. При этом содержание образования не должно противоречить общему контексту гуманистической стратегии.

С содержанием образования напрямую связана проблема выбора образовательных технологий, в связи с этим представляется необходимым определить их конкретный спектр. Содержание образования и образовательные технологии получают отражение в педагогической деятельности: расписание уроков, построение учебного дня, учебной недели, возможное определение моментов предметного погружения.

 3. Структура образовательного учреждения. В описании структуры образовательного учреждения входит обоснование возможной интеграции учебных учреждений разного уровня (детский сад, школа, гимназия и т.д.), количество классов и характер продвижения учащихся по годам обучения; определение различных подразделений, служб, школьных советов и т.д.

4. Концепция ресурсов. Главной составляющей ресурсов является кадровый потенциал, включающий в себя как педагогический состав школы, так и других ее работников. Это детерминирует необходимость точного определения требований к каждой категории служащих, что в документе может быть выражено в виде определенной модели. Важной составляющей образовательного процесса следует признать не только отдельного субъекта образовательной деятельности, но и педагогическое сообщество в целом.

Следующей составляющей концепции ресурсов является материальная среда, которую необходимо создавать, ориентируясь на определенные условия – бытовые, пространственные, санитарно-гигиенические и другие.

5. Концепция системы внутришкольного управления. Прежде всего, следует определить ее направленность (целевая или нецелевая); характеристику управления (авторитарная, демократическая и т.д.); функции управленческой системы (планирование, экспериментирование, прогнозирование и т.д.). Здесь же целесообразно простроить структуру с конкретно прописанными обязанностями, полномочиями и правами.

Для того чтобы концепция системы управления приобрела завершенный вид, необходимо выбрать ту или иную технологию управления.

 

IV. Практическая часть программы развития.

Практическая часть целевой комплексной программы развития школы содержит два взаимосвязанных раздела.

Первый раздел представляет собой стратегию перехода, в которой определяется порядок введения инноваций в каждую конкретную подсистему образовательного учреждения (образовательная система – содержание, технологии и т.д.; сообщества; обеспечивающая система (концепция ресурсов); система управления; духовные основания – миссия, модель выпускника и т.д.). В первом разделе, также определяются приоритетные направления нововведений во всех подструктурах и сроки их осуществления.

Второй раздел содержит конкретные шаги по реализации каждого приоритетного направления и представляет собой конкретный план действий со сроками выполнения и ответственными. Чаще всего план действий выполняется в графическом виде.

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz