Отчет
о деятельности экспериментальной педагогической площадки
«Межкультурное взаимодействие как фактор развития
межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся 9-11 классов
с углубленным изучением английского языка» за 2010/11 учебный год
ГОУ ВПО «ИГЛУ»
и МОУ «СОШ с углубленным изучением английского языка № 27»
Авторы эксперимента:
- Стрельникова Наталья Анатольевна, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №27» высшей квалификационной категории, психолог высшей квалификационной категории;
- Кадолова Наталья Васильевна, заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №27» высшей квалификационной категории, учитель биологии высшей квалификационной категории.
- Копылова Наталья Владимировна, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой американистики ГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет».
Научный руководитель: Липко Юлия Георгиевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры американистики ГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет».
Руководители:
- Кадолова Наталья Васильевна, заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №27» высшей квалификационной категории, учитель биологии высшей квалификационной категории;
- Дегтярева Ирина Кимовна, заведующая структурным подразделением иностранных языков МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №27», учитель английского языка высшей квалификационной категории
Экспериментальная группа: обучающиеся 9а, 10а, 11а классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №27»
Цель - создание эффективных педагогических условий для развития межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся 9-11 классов через совместную деятельность школы, ИГЛУ и носителей языка средствами межкультурного взаимодействия.
Реализация программы ЭПП прошла несколько этапов:
1) диагностический, направленный на выявление проблемы, связанной с формированием межкультурной коммуникации;
2) прогностический (разработка программы эксперимента и регистрация в соответствующих органах)
3) организационный
4) практический (реализация программы, создание и апробация авторских педагогических разработок, проведение мониторинга деятельности).
Динамика результатов по критериям и показателям.
1. Результат обучения в экспериментальных классах должен превышать результат в контрольных классах на параллели минимум на 20%
Результаты итоговой обученности и качества обучения показали следующие результаты:
9а (экспериментальный) – обученность: 100%, качество обучения: 85%;
9б (контрольный) – обученность: 100%, качество обучения: 64%;
Превышение результата в 9-х классах на 21%
10а (экспериментальный) – обученность: 100%, качество: 96%;
10б (контрольный) – обученность: 100%, качество обучения: 41%;
Превышение результата в 10-х классах на 55%
11а (экспериментальный) – обученность: 100%, качество: 72%;
11в (контрольный) – обученность: 100%, качество обучения: 14%.
Превышение результата в 11-х классах на 58%
Вывод: качество обучения в экспериментальных классах (9а, 10а, 11а) выше, чем в контрольных классах в среднем на 45%, что свидетельствует об эффективной экспериментальной деятельности в данных классах.
2. Результативность участия обучающихся экспериментальных классов в интеллектуальных и творческих мероприятиях различного уровня.
1. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку – 10 человек (1 победитель и 9 призеров);
2. Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку – 5 человек (2 призера)
3. Региональная олимпиада по американистике ИГЛУ - 1 место;
4. Региональный лингвистический конкурс ИГЛУ «Мы будущие лингвисты» - 3 место;
5. Байкальская лингвистическая олимпиада по английскому языку ИГЛУ - 1 победитель;
6. Театрализованный фестиваль в рамках недели английского языка в ИГЛУ - номинация за лучшее знание языка и создание благоприятной атмосферы типичной американской семьи;
7. Международный конкурс «Программа по обмену школьников "FLEX” – Новопашин М., финалист.
Вывод: вовлечение школьников в экспериментальную деятельность способствовало их результативному участию в интеллектуальных и творческих мероприятий:
· на муниципальном уровне – 10 победителей и призеров
· на региональном уровне – 17 победителей и призеров
· на международном уровне – 1 победитель
3. Разработка и создание различных «продуктов» исследовательской и проектной деятельности по английскому языку обучающимися экспериментальных классов:
Колесников Андрей, Рыбина Надежда - дипломанты 3 степени; Бирюлин Максим, Калашникова Наталья, Оглезнева Дарья – участники муниципальной научно-практической конференции «Открытия. Успех. Перспектива» в МОУ «Ангарский лицей № 1»;;
Рошковская Лилия – диплом 1 степени на школьной научно-практической конференции «О, сколько нам открытий чудных …» за исследовательскую работу по теме «Изучение лингвистических способностей старшеклассников в классах с углубленным изучением английского языка».
4. Психолого-педагогическая диагностика:
1) В начале учебного года (сентябрь 2010г.) и в конце учебного года ( май 2011г.) была проведена психологическая диагностика обучающихся экспериментальных и контрольных классов с целью определения уровня мотивации к изучению английского языка и интеллектуальных способностей обучающихся (тест АСТУР). Проведенное анкетирование и тестирование выявили, что:
· уровень мотивации к изучению английского языка в 9а, 10а, 11а классах (экспериментальных) на начало учебного года составил 76%, на конец учебного года - 94%, показатель увеличился на 18%. В общеобразовательных классах 9г, д и 11в (контрольных) уровень мотивации к изучению английского языка снизился с 47% до 35%.
· уровень интеллектуальных способностей в экспериментальных классах вырос за год на 26% со среднего до выше среднего;
· уровень интеллектуальных способностей в контрольных классах вырос за год на 11% с низкого до среднего.
2) Сравнительный анализ результатов входного контрольного тестирования и результатов итогового тестирования показал, что в экспериментальных классах показатель обученности составил 100%, в 9а классе уровень качества обученности повысился на 59%, с 12% до 71%; в 10а классе качество повысилось на 15%, с 66% до 81%; в 11а классе повышение качества обученности составило 20%.
Мониторинг учебных достижений
Результаты входного тестирования:
9а - успеваемость – 80%, качество – 12%;
10а - успеваемость – 96%, качество – 66%;
11а - успеваемость – 100%, качество – 33%.
Результаты итогового тестирования:
9а - успеваемость – 100%, качество – 71%; (повышение на 59%)
10а - успеваемость – 100%, качество – 81% (повышение на 15%);
11а - успеваемость – 100%, качество – 53% (повышение на 20%).
3) Результаты государственной итоговой аттестации по английскому языку
Средний балл среди обучающихся 11 а класса составил 77,54.
Средний балл среди обучающихся 11в класса составил 51,33
Средний балл ЕГЭ по английскому языку в экспериментальном классе выше на 26,21, чем в контрольном классе.
Незапланированные (положительные) результаты.
В ходе апробации спецкурсов по английскому языку возникла необходимость в создании программы модульного обучения, которая бы способствовала формированию у школьников межкультурной коммуникативной компетенции. Таким образом, была создана авторская педагогическая разработка комбинаторного типа «Представление об Америке: люди, ценности, традиции», направленная на изучение обучающимися отдельных аспектов культуры США. Данная авторская педагогическая разработка «Представление об Америке: люди, ценности, традиции» была зарегистрирована МЭС УО ААМО от 18.04.2011г.
Выявленные проблемы:
1. Не организовано обучение педагогов и обучающихся в рамках дистанционной программы Moodle на базе ИГЛУ.
2. Не осуществлялось обучение старшеклассников носителями языка
3. Не разработаны контрольно-измерительные материалы спецкурсов авторской педагогической разработки «Представление об Америке: люди, ценности, традиции» для мониторинга усвоения программного материала обучающимися.
Пути решения проблем:
1. Организовать обучение педагогов и обучающихся СОШ №27 в рамках дистанционной программы Moodle на базе ИГЛУ.
2. Создать авторскую педагогическую разработку регионоведческой направленности.
4. Разработать контрольно-измерительные материалы спецкурсов авторской педагогической разработки «Представление об Америке: люди, ценности, традиции» для мониторинга усвоения программного материала обучающимися.
3. Проводить мероприятие «День ИГЛУ» на базе МОУ «СОШ № 27» традиционно в начале учебного года.
4. Оказывать научно-методическую помощь в создании и сопровождении исследовательских работ обучающихся по английскому языку.
5. Организовать обучение учащихся носителями языка.