Приложение №5
к приказу ГлавУОиПО
от 25.06.04 №1163
Положение
об авторских педагогических разработках
Общие положения
Настоящее положение устанавливает порядок и условия определения авторских педагогических разработок учреждений общего и дополнительного образования Иркутской области.
Под авторской педагогической разработкой понимается творческая работа:
- адаптационная (связанная с приспособлением разработки к конкретным условиям);
- комбинаторная (новая конструкция создается путем различных сочетаний известных способов, форм, средств);
- радикальная (содержащая принципиальную новизну).
Авторская разработка любых, указанных выше типов, должна отвечать следующим требованиям:
- обоснование объективной необходимости данной разработки;
- определение приемлемости данной разработки для конкретного образовательного учреждения (система образования района, города, области);
- формулировка конкретной цели целостного педагогического процесса (какие изменения могут произойти в учащихся, как они будут фиксироваться);
- обозначение изменения содержания представленной разработки в соответствии с указанной выше системой целей;
- определение условий реализации авторской разработки (в т.ч. методика или технология ее реализации).
Работа по авторской разработке разрешается после получения двух рецензий и положительного заключения соответственно областного или муниципального экспертного советов.
Структура и содержание авторской разработки
Структура и содержание авторской разработки должны включать в себя титульный лист, пояснительную записку, описание разделов, учебно-тематический план, приложения.
Титульный лист содержит название авторской разработки, указание ее формы (учебная, воспитательная программа, УМП, концепция, методические рекомендации); ФИО автора (авторов), должность и место работы, год и место разработки предлагаемых материалов.
Пояснительная записка раскрывает:
- актуальность создания авторских разработок (исходя из какой объективной потребности обновления того или иного компонента образовательного процесса, вытекает необходимость создания данной авторской разработки; какие проблемы может решить данная авторская разработка и
какие противоречия образовательного процесса) она может устранить;
- новизну авторской разработки (какая авторская идея положена в
основу педагогической разработки);
- методологические положения авторской разработки – основные теоретические идеи, положенные в ее основу, категории и понятия, встречающиеся в разработке, если их употребление в данной области науки носит неоднозначный характер;
- цель и задачи авторской разработки - цель - идеальное предвосхищение результата деятельности; - задачи - конкретное выражение в условиях проверки авторских гипотетичных идей.
В пояснительной записке дается краткое описание структуры авторской разработки; описание ее разделов (с точки зрения содержательного компонента, форм, методов, средств его освоения учащимися).
Учебно-тематический план включается при необходимости перечисления тем занятий (уроков, лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий и т.д.) с указанием времени, отводимого на их выполнение.
Приложение содержит методическое обеспечение реализации авторской разработки; диагностические программы выявления эффективности авторской разработки при ее реализации; дидактический материал, творческие задания для самостоятельной работы, примерные алгоритмы (планы) проведения занятий, воспитательных мероприятий; список литературы, использованный при составлении авторской разработки.
Заключение по результатам экспертизы авторских разработок
Заключение по результатам экспертизы должно отражать следующие педагогические аспекты:
- Выполнение областного Положения об экспериментальных и авторских разработках.
- Ведущие теоретические идеи авторской разработки:
- степень новизны, инновационный характер авторской разработки;
- роль авторской разработки в организации целостного педагогического процесса;
- ключевые понятия, ведущую идею авторской разработки.
3. Содержательную характеристику авторской разработки:
- проблемные вопросы теоретического характера;
- задачи и задания творческого характера (общие, дифференцированные, индивидуальные);
- обобщенные способы действия, обобщенная характеристика умений;
- тестовые и контрольные задания (текущий и итоговый контроль при необходимости).
4. Реализацию принципов преемственности и перспективности.
5. Практическую направленность авторской разработки, ее вклад в реализацию программы развития образовательного учреждения (концепции целостного педагогического процесса.).
6. Наличие критериев и диагностического сопровождения по выявлению результативности авторской разработки.
7. Степень апробации.
Экспертный совет авторской разработки проводится по рекомендации органов управления образованием и на основе заявок приложением отзыва муниципальных методических служб или экспертных советов.