Отличие программы развития школы от образовательной программы школы.
Появление Федерального закона от 01.12.2007 № 309 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" решает проблему нормативного закрепления структуры и содержания образовательной программы на примере школы. Законом вводятся три понятия:
1. "Примерная основная образовательная программа", разрабатываемая и предлагаемая для системы общего образования государством в виде совокупности:
базисного (примерного) учебного плана;
примерных программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) с учетом уровня и ступени образования.
2. "Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения", которая разрабатывается ОУ и включает в себя:
требования к результатам подготовки выпускников;
учебный план;
рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания;
методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
3. "Дополнительная образовательная программа", направленная на реализацию потребностей и запросов обучающихся и включающая рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) системы дополнительного образования.
Такое нормативное определение "Основной образовательной программы общеобразовательного учреждения" решает проблему различения программ:
Образовательная программа отражает только особенности функционирования ОУ (специфику образовательного процесса – конечно же, не в отрыве от миссии и приоритетных целей развития учреждения).
Программа развития является стратегическим планом ОУ (стратегия развития учреждения и программа ее реализации).
Автор статьи (Александр Матвеевич Моисеев, проректор по научной работе и инновационной деятельности, профессор кафедры общего менеджмента ГОУ ВПО Московской области «Академия социального управления», профессор кафедры педагогики и психологии АПК и ППРО, к.пед.н, доцент, maximat@m-lan.ru ) также отвечает на вопрос, в чем отличие программы развития от образовательной программы школы.
· Программа развития не может не касаться главной – образовательной подсистемы школы, но при этом она существенно отличается от другого, также стратегического по своему значению документа – образовательной программы школы:
· программа развития как план перспективный показывает цели образования и образовательную систему школы в будущем, те цели и ту систему, которая должна быть создана за счет завтрашних нововведений; образовательная программа как план текущий фиксирует цели образования и образовательную систему школы в настоящем, является сегодняшней визитной карточкой образовательной системы школы для ее потребителей, заказчиков, родителей, партнеров, конкурентов; при этом текущая образовательная программа может носить инновационный характер, если она уже сегодня опирается на инновационные психолого-педагогические концепции и модели, культивирует инновационную организационную культуру, ставит новые цели, использует инновационные образовательные технологии в инновационной образовательной среде;
· программа развития рассматривает новшества во всех подсистемах школы, в то время, как для образовательной программы более характерна выраженная доминанта на собственно образовательной подсистеме школы.