Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
как лучше составить программу развитияКакие требования следует учесть, чтобы как можно лучше подготовить программу развития школы? Современная школа имеет три важнейших стратегических документа (стратегическая триада):
· Программа развития – наиболее важный стратегический документ развивающейся школы, формирующий цели и стратегию развития школы на среднесрочную перспективу. · Программа развития должна рассматриваться не только как документ (Слово), но и прежде всего как набор действий (Дело), которые школьное сообщество должно и планирует осуществить, чтобы сделать очередной шаг в своем качественном развитии. Программа-Слово – только средство и инструмент осуществления Программы-Дела, и поэтому она должна максимально полно отражать именно планируемые действия по инновационному развитию школы. · Как документ программа развития школы может быть определена как главный стратегический управленческий документ школы, вставшей на позиции стратегического, программно-целевого управления и делающей конкретный шаг в своем инновационном развитии; как план осуществления важнейших нововведений во всех нуждающихся в изменениях ключевых областях жизнедеятельности школы. · Программа развития как документ является особой разновидностью общешкольного плана работы. · Как и всякий план, программа не может не иметь: · аналитического обоснования (правда, анализ в программе и для программы развития существенно отличается от традиционного анализа деятельности школы); · постановки целей, определения желаемых и ожидаемых результатов работы (правда, целеполагание в программе развития существенно отличается от традиций постановки целей и задач, принятых ранее; в частности, в программе обязательно определяются стратегические цели, наиболее важные для выживания и развития школы, конкретные цели, которые определяются на основе стратегических, формулируются не только перед системой образования, а перед всеми подсистемами школы и ее подразделениями, все цели формулируются как конкретные, измеримые, диагностируемые образы желаемых результатов, позволяющие выявить достижение ожидаемого результата или отклонения от него); · конкретного плана действий, отвечающего на все основные вопросы планирования – кто, зачем, во имя чего, что, в какие сроки, где, вместе с кем, с какими ресурсами и допустимыми издержками… должен будет сделать для достижения программных целей (наличием плана действий программа существенно отличается от концепций, доктрин и подобных им текстов, для которых такое требование не является обязательным). · В отличие от традиционных планов работы школы программа развития: · является продуктом творчества всего школьного сообщества при обязательном активном участии органов государственно-общественного управления школой и желательном участии местного сообщества; · имеет в своей основе образ школы как особой (образовательной) социальной организации и открытой системы (входы-процессы-среда-выходы); · имеет специфическую концептуальную базу, которую в современных условиях образуют стратегический, проектный, инновационный менеджмент, менеджмент качества, программно-целевое управление и специфические инструменты анализа и планирования; · имеет ярко выраженную стратегическую направленность при преимущественной реализации стратегии системных, охватывающих школу как целое, изменений (внимание к изменениям и запросам внешней среды, потребителей образовательных услуг, ориентация на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ, гибкость, изучение лучшего опыта, выбор ясных приоритетов, выработка и реализация стратегий как принципиальных подходов к достижению приоритетных целей и т.п.); · имеет ярко выраженную инновационную направленность (в программе развития не нужен пересказ всего того, что есть в текущих планах работы; необходим явный акцент на обосновании необходимости новшеств, на новом образе школы, на стратегии и тактике движения к этому новому образу через нововведения; · имеет системную направленность, то есть говорит о развитии школы как целостной системы, а не о решении отдельных, хотя и острых локальных проблем в школе (последнее также может и должно предусматриваться в программе развития школы, но не вместо выбора общешкольной стратегии развития, а после нее и строго на ее основе); · имеет прогностическую направленность (задачи ставятся не от достигнутого, а от завтрашних прогнозируемых потребностей и возможностей); · имеет специфическое предназначение как особого плана, предполагающее: а) фиксацию нынешнего уровня развития школы, с выделением состояния, достижений и проблем с их причинами; б) определение желаемого будущего состояния школы, то есть фактически развернутое описание целей развития школы в период действия программы; в) определение стратегии и тактики перехода школы в новое качественное состояние. Программа развития и образовательная программа школы. · Программа развития не может не касаться главной – образовательной подсистемы школы, но при этом она существенно отличается от другого, также стратегического по своему значению документа – образовательной программы школы: · программа развития как план перспективный показывает цели образования и образовательную систему школы в будущем, те цели и ту систему, которая должна быть создана за счет завтрашних нововведений; образовательная программа как план текущий фиксирует цели образования и образовательную систему школы в настоящем, является сегодняшней визитной карточкой образовательной системы школы для ее потребителей, заказчиков, родителей, партнеров, конкурентов; при этом текущая образовательная программа может носить инновационный характер, если она уже сегодня опирается на инновационные психолого-педагогические концепции и модели, культивирует инновационную организационную культуру, ставит новые цели, использует инновационные образовательные технологии в инновационной образовательной среде; · программа развития рассматривает новшества во всех подсистемах школы, в то время, как для образовательной программы более характерна выраженная доминанта на собственно образовательной подсистеме школы. Автор статьи: Александр Матвеевич Моисеев, проректор по научной работе и инновационной деятельности, профессор кафедры общего менеджмента ГОУ ВПО Московской области «Академия социального управления», профессор кафедры педагогики и психологии АПК и ППРО, к.пед.н, доцент, maximat@m-lan.ru |
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||