Вторник, 19.06.2018, 19:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальный экспертный совет по инновационной деятельности УО Ангарского муниципального образования

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Апробация учебных программ и пособий УМК Классическая начальная школа

Отчёт

о деятельности образовательного учреждения

МОУ «СОШ №10 с углублённым изучением отдельных предметов»

по экспериментальной работе «Апробация учебных программ и пособий УМК «Классическая начальная школа» издательства «Дрофа» в Иркутской области»

за 2010-2011 учебный год.

 

Название: «Апробация учебных программ и пособий УМК «Классическая начальная школа» издательства «Дрофа» в Иркутской области»

МОУ «СОШ №10 с углублённым изучением отдельных предметов»

Руководитель проекта : Попова Алла Николаевна, заместитель директора по УВР.

В 2010- 2011 учебном году учреждение работало в рамках проекта по теме: «Апробация учебных программ и пособий УМК «Классическая начальная школа» издательства «Дрофа» в Иркутской области»

Цель эксперимента: «Определение целесообразности и необходимости введения в региональный перечень учебников С.В. Ломакович «Русский язык» и Э.И.Александровой «Математика», включенных в УМК «Классическая начальная школа» и реализующих идеи развивающего обучения В.В.Давыдова в традиционном обучении».

Задачи :

Ø    Актуализация деятельностного подхода при апробации учебных программ и пособий С.В. Ломакович «Русский язык» и Э.И.Александровой «Математика», включенных в УМК «Классическая начальная школа» издательства «Дрофа», реализующих идеи развивающего обучения В.В.Давыдова в традиционном обучении.

Ø    Формирование универсальных учебных действий у младших школьников.

Деятельность проекта в течение 2010-2011 учебного года:

Проведено 4 заседания творческой группы по следующим вопросам:

1.«Сочетание развивающих и традиционных принципов обучения.», «Особенности математического содержания и логика построения курса «Математика» Э.И.Александровой»

2. «Методы развёртывания системы учебных задач на уроках обучения грамоте»

3. «Формирование навыков орфографии в курсе русского языка С.В.Ломакович»

4. «Роль творческой группы в формировании инициативной личности педагога» Круглый стол по проблемам УМК «Классическая начальная школа»

На всех заседаниях рассматривались вопросы изучения стандартов и соответствия данной системы требованиям ФГОС.

На последнем заседании подвели итоги эксперимента, который подходит в этом году к своему завершению.

В соответствии с целями эксперимента были соотнесены прогнозируемые результаты и реально достигнутые. Дети хорошо овладели предметными знаниями, показали в конце года при промежуточной аттестации высокий уровень:

Русский язык

 

4 «а»

4 «б»

Обученность

100%

100%

Качество

75%

78%

Математика

 

4«а»

4 «б»

Обученность

100%

100%

Качество

80%

86%

В конце года было проведен контрольный диктант, результаты которого представлены в таблице, а также контрольные тесты по русскому языку и математике, которые также дали хорошие результаты (выше 75%).

Подводя итоги эксперимента можно отметить как положительные результаты, так и осветить проблемы :

1.                  Все учебники включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации, на  2010-2011 учебный год.

2.                  В основе УМК «Классическая начальная школа» - целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.
Почему предлагаемая модель обучения младших школьников является классической? Потому что в ее основе - классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой. По сути, речь идет о современных курсах, опирающихся на педагогику сотрудничества. Совместная развивающая деятельность взрослых и детей, их взаимопонимание, достижение результатов, анализ проделанного вместе и является составной частью педагогической системы, которую реализует авторы учебников «Математика»
Э.И. Александровой и «Русский язык» С.В. Ломакович. Такая технология обучения нацелена прежде всего на то, чтобы помочь младшему школьнику наиболее полно реализовать себя, раскрыть свою индивидуальность; воспитать и укрепить в нем те качества личности, которые необходимы в общении, в ходе выполнения совместных дел; суметь сохранить эмоциональность и душевную открытость каждого учащегося.

3.                  Факторы, определяющие эффективность предлагаемых подходов к обучению:
• особенности содержания и логики построения курсов, которые способствуют интенсивному развитию мыслительных операций;

• ориентация на активные методы обучения, используя которые ученик получает знания не в готовом виде, а либо в ходе совместной деятельности с другими детьми и учителем, либо самостоятельно;

• использование в качестве главной движущей силы учения радости творчества, ощущения своего роста, совершенствования, и уверенности в себе.

4                    Комплект «Классическая начальная школа» дает возможность учителю систематически стимулировать ребенка к самостоятельной деятельности.
В учебно-методический комплект входят учебники, рабочие тетради и методические пособия для учителя. Все учебники комплекта полностью отвечают федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и Базисному учебному плану. Содержание каждого - это единство серьезной науки, методов познания, популярности и увлекательности, т.е. того, что так необходимо маленьким ученикам. Именно такой подход вместе с методическим аппаратом помогает ребятам легче понять тему, изучаемый предмет, узнать что-то самостоятельно, а учителю дает возможность заинтересовать их, показать необходимость постоянной работы и тренировок, сделать каждый урок ярким и эффективным, превратив учебу в радость.

5                    Иллюстрации, содержащиеся в учебниках, разнообразны, многоплановы и многофункциональны. Красочные, реалистичные, легко узнаваемые рисунки помогут учителю грамотно организовать мотивационный компонент урока и развить познавательные интересы младших школьников. Системный подбор упражнений, формулировки инструкций позволяют реально активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогают им овладевать такими действиями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение и абстрагирование. Авторы делают акцент на систему заданий проблемно-поискового характера, причем, с одной стороны, эти задания объективно доступны младшим школьникам, а с другой стороны, запрограммированная в них познавательная трудность вызывает у детей дополнительный интерес. Тщательно продуманный методический аппарат учебников предусматривает уровневую дифференциацию обучения, что является необходимым условием грамотной организации личностно-ориентированного обучения.

6                    Рабочие тетради составлены в четком соответствии с темами учебников. Они помогают учащимся более полно и глубоко усвоить изучаемое, так как содержат материал, способствующий лучшему пониманию явлений и процессов окружающей действительности. Кроме того, использование на уроках и дома тетрадей на печатной основе позволяет учителям регулировать нагрузки, избавляя учеников от несущественных (с точки достижения планируемых результатов обучения) записей. Содержание рабочих тетрадей удачно структурировано, введены необходимые условные обозначения, детально продуман аппарат ориентировки. Тетради содержат разнообразные задания, позволяющие педагогам грамотно дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс. В них широко представлены задания творческого характера, дающие возможность проявить и развить гибкость, критичность и вариативность мышления.

7                    В пособиях для учителей включены программы конкретного класса и методические рекомендации по преподаванию курса. В них подробно раскрыты общие концептуальные положения, лежащие в основе построения каждого учебного предмета, и основные методические подходы к изучению программного материала. Учителям дается не только общее представление о содержании изучаемых тем, но и предлагаются оригинальные методические подходы, формы и приемы обучения. В ряде случаев даны краткие сведения теоретического характера, дополнительный разъясняющий и информационный материал, знание которого позволяет педагогам почувствовать себя увереннее в ходе организации работы по формированию сложных понятий.

Тем не менее, возникали трудности при апробации, но связи с авторами по их решению не было:

1.                  Не всегда вовремя мы были обеспечены учебными и методическими пособиями. Так на 4 класс вообще не было методички для учителя по русскому языку, не было тетрадей для контрольных работ. Это усложняло работу учителя в составлении тематического и поурочного планирования.

2.                  Недостаточно было занятий по реализации программы на 3 и 4 класс, больше на 1-2 класс, не было чёткого представления по поводу структуры урока, характерной для данного комплекта.

3.                  На мой взгляд, в единый комплект мы соединили развивающие учебники «Русский язык» и «математику», с традиционными учебниками, но ведь развивающие подходы и традиционные- разные вещи, поэтому у учителей возникали вопросы как строить уроки?

4.                  В учебниках «Математика» 4 класс много опечаток. Программа построена так, что в 1 части задания на вычислительные навыки, во второй- на решение задач. Опять же отдаётся на откуп учителю последовательность выполнения заданий. Все эти недоработки, на мой взгляд, заставляли учителей добавлять материал ( на классы повышенного уровня), нарушать логику авторов, так как не до конца была и нам понятна она, что конечно, нарушало логику построения курса, во- первых, а во- вторых, если один добавляет из «Гармонии» (т.к. раньше например, занимался по этой системе), второй- из «Школы 2100», третий- из системы Занкова, то какова чистота такого эксперимента?

Была запланирована исследовательская работа совместно с психологом «Исследование влияния использования подходов В.В.Давыдова для развёртывания учебной деятельности на основе содержания учебных предметов (русский язык, математика) на интенсивное развитие мышления и мыслительных операций, с ними связанных (анализ, рефлексия, планирование)», но, к сожалению, не была доведена до конца из-за отсутствия психолога. В школе на данный момент работает один психолог, которая не смогла охватить все вопросы экспериментальной и иной деятельности ОУ.

 

Поиск
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz