Четверг, 25.04.2024, 02:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальный экспертный совет по инновационной деятельности УО Ангарского муниципального образования

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

как лучше составить программу развития

Какие требования следует учесть, чтобы как можно лучше подготовить программу развития школы?

Современная школа имеет три важнейших стратегических документа (стратегическая триада):

  1. программу (инновационного) развития образовательного учреждения;
  2. образовательную программу образовательного учреждения;
  3. публичный доклад образовательного учреждения.

· Программа развития – наиболее важный стратегический документ развивающейся школы, формирующий цели и стратегию развития школы на среднесрочную перспективу.

· Программа развития должна рассматриваться не только как документ (Слово), но и прежде всего как набор действий (Дело), которые школьное сообщество должно и планирует осуществить, чтобы сделать очередной шаг в своем качественном развитии. Программа-Слово – только средство и инструмент осуществления Программы-Дела, и поэтому она должна максимально полно отражать именно планируемые действия по инновационному развитию школы.

· Как документ программа развития школы может быть определена как главный стратегический управленческий документ школы, вставшей на позиции стратегического, программно-целевого управления и делающей конкретный шаг в своем инновационном развитии; как план осуществления важнейших нововведений во всех нуждающихся в изменениях ключевых областях жизнедеятельности школы.

· Программа развития как документ является особой разновидностью общешкольного плана работы.

· Как и всякий план, программа не может не иметь:

· аналитического обоснования (правда, анализ в программе и для программы развития существенно отличается от традиционного анализа деятельности школы);

· постановки целей, определения желаемых и ожидаемых результатов работы (правда, целеполагание в программе развития существенно отличается от традиций постановки целей и задач, принятых ранее; в частности, в программе обязательно определяются стратегические цели, наиболее важные для выживания и развития школы, конкретные цели, которые определяются на основе стратегических, формулируются не только перед системой образования, а перед всеми подсистемами школы и ее подразделениями, все цели формулируются как конкретные, измеримые, диагностируемые образы желаемых результатов, позволяющие выявить достижение ожидаемого результата или отклонения от него);

· конкретного плана действий, отвечающего на все основные вопросы планирования – кто, зачем, во имя чего, что, в какие сроки, где, вместе с кем, с какими ресурсами и допустимыми издержками… должен будет сделать для достижения программных целей (наличием плана действий программа существенно отличается от концепций, доктрин и подобных им текстов, для которых такое требование не является обязательным).

· В отличие от традиционных планов работы школы программа развития:

· является продуктом творчества всего школьного сообщества при обязательном активном участии органов государственно-общественного управления школой и желательном участии местного сообщества;

· имеет в своей основе образ школы как особой (образовательной) социальной организации и открытой системы (входы-процессы-среда-выходы);

· имеет специфическую концептуальную базу, которую в современных условиях образуют стратегический, проектный, инновационный менеджмент, менеджмент качества, программно-целевое управление и специфические инструменты анализа и планирования;

· имеет ярко выраженную стратегическую направленность при преимущественной реализации стратегии системных, охватывающих школу как целое, изменений (внимание к изменениям и запросам внешней среды, потребителей образовательных услуг, ориентация на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ, гибкость, изучение лучшего опыта, выбор ясных приоритетов, выработка и реализация стратегий как принципиальных подходов к достижению приоритетных целей и т.п.);

· имеет ярко выраженную инновационную направленность (в программе развития не нужен пересказ всего того, что есть в текущих планах работы; необходим явный акцент на обосновании необходимости новшеств, на новом образе школы, на стратегии и тактике движения к этому новому образу через нововведения;

· имеет системную направленность, то есть говорит о развитии школы как целостной системы, а не о решении отдельных, хотя и острых локальных проблем в школе (последнее также может и должно предусматриваться в программе развития школы, но не вместо выбора общешкольной стратегии развития, а после нее и строго на ее основе);

· имеет прогностическую направленность (задачи ставятся не от достигнутого, а от завтрашних прогнозируемых потребностей и возможностей);

· имеет специфическое предназначение как особого плана, предполагающее: а) фиксацию нынешнего уровня развития школы, с выделением состояния, достижений и проблем с их причинами; б) определение желаемого будущего состояния школы, то есть фактически развернутое описание целей развития школы в период действия программы; в) определение стратегии и тактики перехода школы в новое качественное состояние.

Программа развития и образовательная программа школы.

· Программа развития не может не касаться главной – образовательной подсистемы школы, но при этом она существенно отличается от другого, также стратегического по своему значению документа – образовательной программы школы:

· программа развития как план перспективный показывает цели образования и образовательную систему школы в будущем, те цели и ту систему, которая должна быть создана за счет завтрашних нововведений; образовательная программа как план текущий фиксирует цели образования и образовательную систему школы в настоящем, является сегодняшней визитной карточкой образовательной системы школы для ее потребителей, заказчиков, родителей, партнеров, конкурентов; при этом текущая образовательная программа может носить инновационный характер, если она уже сегодня опирается на инновационные психолого-педагогические концепции и модели, культивирует инновационную организационную культуру, ставит новые цели, использует инновационные образовательные технологии в инновационной образовательной среде;

· программа развития рассматривает новшества во всех подсистемах школы, в то время, как для образовательной программы более характерна выраженная доминанта на собственно образовательной подсистеме школы.

Автор статьи: Александр Матвеевич Моисеев, проректор по научной работе и инновационной деятельности, профессор кафедры общего менеджмента ГОУ ВПО Московской области «Академия социального управления», профессор кафедры педагогики и психологии АПК и ППРО, к.пед.н, доцент, maximat@m-lan.ru

 

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz